Rambler's Top100
Скрыть результаты поиска
Архив Театры
Спасибо. Ваш голос принят!

Биография Кристиана Люпы

2008-12-04 22:42

Кристиан Люпа родился 7 ноября 1943 года. С 1963 по 1969 годы учился в Художественной академии в Кракове, затем на режиссерском факультете Государственной высшей школы кинематографии в Лодзи. С 1973 по 1977 годы изучал театральную режиссуру в Высшей государственной школе в Кракове. После окончания сотрудничал с Театром имени Норвида в Елене-Гуре, где с группой молодых артистов создал своеобразную театральную лабораторию, занимался поисками нового театрального языка и сценических приемов. В это же время ставил спектакли в Старом театре в Кракове, который с 1984 года стал его основным местом работы. Кристиан Люпа - автор театрального манифеста зависшего театра, исследующего сферу подсознания, автор книги «Утопия и ее обитатели».

В период работы в Театре им. Норвида Люпа создал авторские спектакли, в которых был не только режиссером, но и сценографом и автором инсценировки: «Прозрачная комната» (1979), определившая принципы театра протяженности, «Ужин» (1980), «Возвращение Одиссея» С. Выспянского (1981), «Безымянный труд» (1982). Исследуя пограничные состояния человеческого бытия, часто обращался к творчеству писателей рубежа XIX-XX веков: Пшибышевского, Ведекинда, Леонида Андреева, Выспянского. Его любимыми авторами становятся Витольд Гомбрович («Венчание», 1984) и Станислав Игнаций Виткевич («Прагматики» (1981), «Мачей Корбова и Беллатрис» (1986) и др.). По мнению Кристиана Люпы, театр - это уникальная возможность самопознания и совершенствования человеческой личности. Своеобразным путешествием в сферы подсознательного стал спектакль «Семь снов в царстве Сна» по роману Альфреда Кубина «На другой стороне» (Старый театр, Краков).

В конце 1980-х – в 1990-е годы в творчестве режиссера возникают новые темы – в центре внимания режиссера оказываются этические проблемы, а также проблемы духовной жизни человека в период великих социальных и культурных перемен («Мечтатели» Р. Музиля, 1988; «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского, 1990; «Этюды из «Человека без свойств» по роману Р. Музиля, 1990; «Мальте» Р.-М. Рильке, 1991; «Калькверк» Т. Бернхарда, 1992; «Лунатики, Эш, или Анархия» Г.Броха, 1995). С постановки «Калькверка» началось увлечение Кристиана Люпы творчеством Томаса Бернхарда. В 1996 году он поставил два спектакля по его произведениям: «Иммануил Кант» (Театр Польски, Вроцлав) и «Риттер, Дене, Фосс» (Старый театр, Краков). В этих спектаклях Люпа исследовал иррациональные механизмы человеческой психики. Особое место в берхарндовском цикле Кристиана Люпы занимает спектакль по роману-завещанию Бернхарда «Auslöschung» (2001), затрагивающий проблемы кризиса культуры, тотального лицемерия, пронизывающего сложившиеся формы культуры и ее основы.
Спектакли последнего десятилетия обращаются к мифологическим формам сознания: «Президентши» В. Шваба (1999), «Заратустра» Ф. Ницше (2003). Театр Кристиана Люпы - это театр философской и экзистенциальной рефлексии, в центр которого поставлен современный человек, мучительно ищущий свое место в мире, который становится все более бесчеловечным.

«Чайка» в Александринском театре - первый спектакль, поставленный Кристианом Люпой в России. Но это не первое обращение к русской литературе. В разные годы он ставил произведения Леонида Андреева, М. Горького, Федора Достоевского, Антона Чехова. Среди спектаклей последних лет: «Мастер и Маргарита» по роману М. Булгакова (Старый театр, Краков, 2002), «Три сестры» А. Чехова (Бостон, 2006).

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ