Rambler's Top100
Скрыть результаты поиска
Архив
Спасибо. Ваш голос принят!

"Фауст", терзаемый страстями...

2003-03-17 00:00

24 марта в зале им. Чайковского прозвучит одно из самых скандальных произведений Альфреда Шнитке кантата "История доктора Иоганна Фауста". На фестивале "Московская осень" она имела оглушительный успех такой, что зрители, не купившие билет, пытались проникнуть внутрь через окна!

Алла Пугачева в последний момент отказалась петь предназначенную для неё партию. Концерт всячески пытались сорвать. И все-таки премьера состоялась.

Валерий Полянский всегда стремился доносить до публики новую, современную музыку, чего бы это ни стоило. Поэтому Альфред Шнитке и предложил исполнить свою только что законченную весной 1983 года кантату "История доктора Иоганна Фауста" именно Полянскому, возглавлявшему тогда Государственный камерный хор. Алла Борисовна, по замыслу композитора, должна была предстать в образе одного из воплощений двуличного Мефистофеля.

И началось Большой зал консерватории для концерта предоставить отказались под предлогом того, что Пугачевой там петь не годится. Премьеру перенесли в Зал имени Чайковского. Но уже на первой (и единственной) репетиции Алла Борисовна перекроила половину произведения на свой лад, что не лучшим образом сказалось на музыке. Впрочем, уже во время репетиции объявили, что исполнение кантаты запрещено властями. В довершение ко всему весь тираж программок на этот концерт арестовал КГБ.

Однако через пару месяцев Валерию Полянскому предложили исполнить кантату на фестивале современной музыки "Московская осень". Шнитке наотрез отказался менять что-либо в авторском тексте, и Пугачева в последний момент заявила, что петь не будет. К счастью, Мефистофеля параллельно репетировала солистка Большого театра Раиса Котова.

В день премьеры вокруг Зала имени Чайковского была выставлена конная милиция. Зрители, не сумевшие купить билет, пытались проникнуть внутрь через окна! Исполнение кантаты имело оглушительный успех и стало центральным событием тогдашней "Московской осени".

Козни преследовали произведение и в дальнейшем, но кантата обрела концертную жизнь и находит все новых интерпретаторов в лице крупнейших дирижеров современности. Шнитке предвидел это. В предисловии к тем самым арестованным программкам он написал: "Как никогда образ Фауста актуален сегодня, когда человечество овладело энергией, способной уничтожить или преобразить мир, но не нашло ещё способа обуздать нервную энергию своего склонного к заблуждениям сознания, порождающую недоверие и вражду".

Нынешнее исполнение кантаты её первым российским интерпретатором, народным артистом России Валерием Полянским, обещает стать запоминающимся. Образ Мефистофеля воплотит молодая певица Татьяна Атавина, знакомая зрителям по работам в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко обладательница уникального голоса диапазоном в три октавы, необычного для меццо-сопрано красочного тембра, способного быть то густым и мрачным, то светлым и искрящимся. Яркий драматический талант певицы, своей аурой приковывающей все внимание зрителей без остатка, сулит интересную трактовку зловещего образа. В ансамбле с ней выступят известный контратенор Олег Усов (второй лик Мефистофеля), тенор Олег Долгов (рассказчик) и бас Андрей Антонов (Фауст).

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.