"100 лет руссской графики"
акварель, рисунок
![]() В экспозицию вошло свыше 270 графических произведений. Первая половина ХIХ столетия представлена лишь отдельными яркими именами и памятниками. Несомненный интерес вызовет акварельный этюд Г.Гагарина, выполненный предположительно в период его путешествия с К.Брюлловым по странам Востока и Индии в 1830-х годах. Обращают на себя внимание и рисунки провинциальных художников-любителей, вологодских помещиков П.Боборыкина и А.Брянчанинова. Среди произведений второй половины ХIХ века – ранний рисунок П.Чистякова "Старик с табакеркой", работы пенсионерского периода М.Клодта, в которых отражен живой интерес автора к окружающей действительности. Тщательностью исполнения поражают акварели "долгожителя" Италии А.Риццони. Акварели П.Соколова, чуткого наблюдателя натуры, заядлого охотника и анималиста, отличающиеся свободным, артистичным владением этой техникой. К популярному виду композиций литературного характера, выполненных в технике рисунка сепией, можно отнести иллюстрации К.Флавицкого к ранней поэме М.Лермонтова "Измаил-бей". В коллекции галереи широко представлена графика мастеров Товарищества передвижных художественных выставок. Современники и исследователи искусства называли В.Маковского мастером "повествовательного рисунка". И.Шишкин, один из родоначальников отечественного реалистического пейзажа, представлен натурными этюдами и большеформатной работой "Охотничий домик императора Александра III в Спале", на основе которого было создано живописное полотно, где он изобразил место любимой императорской охоты в Беловежской пуще. К исторической тематике обращена постановочная акварельная композиция К.Лебедева "Освоение русскими новых земель".
|