Гуру экспериментального театра

[08.05.2001, 16:46]
В рамках экспериментальной программы Третьей Всемирной Театральной Олимпиады театр "Школа драматического искусства" под руководством А. Васильева проводит Международный Форум по проблемам театрального образования и эксперимента.
Центр Ежи Гротовского (г.Вроцлав, Польша) в рамках форума, с 10 по 12 мая представляет семинар: "Гротовский: Перспективы для театра и гуманитарного знания". На семинаре выступят: Людвик Фляшен, литературный руководитель и теоретик Театра-Лаборатории, и профессор Збигнев Ощинский, написавший книгу о Ежи Гротовском.
12 мая будут показаны видеозаписи спектаклей Ежи Гротовского, а также фрагменты репетиций, на которых актеры Театра-Лаборатории демонстрируют разработанный ими тренинг.
Гротовского по праву считают центральной фигурой масштабного движения экспериментальных театров, набравшего свою силу в 60-х годах. Эпоха бунтарей затронула все сферы искусства, в том числе и театр.
Но Гротовский стал знаменит не только социально-значимыми спектаклями или манифестами (действие спектакля "Акрополис", с которым труппа объехала весь мир и видеозапись которого можно будет посмотреть 12 мая, происходит в концентрационном лагере и сюжет связан с жизнями, эмоциями, воспоминаниями узников концлагеря). Имя Гротовского прежде всего связывают с кропотливой работой над техникой актерской игры.
То, что делали на сцене его актеры, поддается описанию только на языке метафор. Последний спектакль "Apocalypsis cum figurus" игрался при минимальном освещении люминисцентных ламп, которые были направлены не на сцену, а на стены театра. В определенные моменты спектакля создавалось впечатление, что актеры сами источают свет (некоторые зрители уверяли, что видели сияние вокруг актеров).
Отталкиваясь от теории происхождения театра из ритуала, обряда, Гротовский рассматривал "святого актера перед лицом профанного зрителя". "Монастырская" дисциплина была основой всех опытов Лаборатории, но она позволяла достигать небывалых результатов.
Действия актеров в спектакле были настолько выверены и выстроены, что, когда однажды звуковую дорожку (а в спектаклях Гротовского используется исключительно голос актера для создания звукового оформления) спектакля "Стойкий принц" наложили на видеоряд этого же спектакля, но который играли несколько лет спустя, то обнаружили абсолютное совпадение.
Для оценки достижений Ежи Гротовского в Америке специально была учреждена премия гения, первым лауреатом которой он впоследствии и стал.
Чтобы быть в курсе современных течений в театральном искусстве, нужно понимать, откуда они происходят, что за ними стоит. Исследования Ежи Гротовского оказали огромное влияние на ведущих мировых режиссеров: Питера Брука, Эудженио Барбу, Ариану Мнушкину, Анатолия Васильева и многих других.
В России до последнего момента практически не было никаких материалов о творчестве Гротовского, и поэтому предстоящая встреча ожидается театральной общественностью с большим нетерпением.
|