Деревянный зверинец

[17.10.2001, 19:16]
Пространство камерное, что порождает догадку о том, что спектакль будит тихим и интимным. Стеклянные перегородки делят сцену на несколько планов, на стекло наклеены женщина со свечкой из "Герники" Пикассо, растекающиеся часы Дали и знаменитая уорхоловская банка супа – это порождает догадку, что спектакль будет насыщен интеллектуальными и живописными алюзиями. Непременная полка с коллекцией стеклянных фигурок задвинута куда-то в угол и неосвещена, что наводит на мысль о том, что тема стеклянного зверинца в спектакле будет микширована.
Верным оказывается только последнее предположение. Да и то не совсем в точку, потому что темы "стеклянного зверинца", темы хрупкого человеческого мира, готового разбиться от малейшего толчка, нет в спектакле вообще. Есть очаровательная мамаша, которая якобы пилит своих детей. Есть сын Том – он же автор, который время от времени изображает, что он не доволен и хочет уйти из дома. Есть дочка Лаура – главная героиня пьесы, которой, похоже, наплевать на все происходящее.
Во втором акте появится роковая фигура в жизни Лауры – Джим, который, сам не зная этого, приглашен специально для хромоножки Лауры, которую мать мечтает выдать замуж. Их как бы случайно оставляют наедине. Дальше начинается самое «режиссерские находки», вызывающие неприятное чувство «передергивания»: собирательница стеклянных фигурок Лаура, в данной трактовке пьесы Тенесси Уильямса, начинает открыто манерничать, и зритель видит, что она ничем, ну ни капельки, не отличается от своей матери. И никакая она не другая, даже несмотря на то, что Джим неоднократно произносит это вслух (следуя тексту пьесы). Такая девушка скорее должна была бы собирать коллекцию Барби, чем стеклянных зверьков. Далее следует развязка: герои падают на пол, и по музыке, звучащей в этот момент, можно догадаться, что произошло что-то намного большее, чем поцелуй. Выясняется, что у Джима есть невеста, и он не может жениться на Лауре, да и не собирался вовсе. Весь негатив выливается на Тома, Том уходит из дома и потом долго-долго еще вспоминает о сестре, с которой, к моему великому сожалению, так ничего и не произошло.
Манера игры актеров противоречит пространству, которое их окружает: весь текст подается так, как будто каждая реплика является значимой и безумно интересной. За фразой типа "Мама, ужин уже на столе" скрывается бессчетное количество планов. И так будет продолжаться до конца: мать будет рыдать и биться в судорогах, сын будет бодрым голосом что-то ей втолковывать, а дочь будет слушать пластинки.
РАМТ "Стеклянный зверинец" 19, 21, 27 октября 19.30.
|