Семейный подряд будетлян

[18.10.2001, 18:39]
Жизнь и художественная деятельность четырех участников выставки "Митуричи – Хлебниковы" волей или неволей концентрировалась вокруг Велимира Хлебникова, гениального поэта, поэта для поэтов, чье имя до сих пор опутано легендами и загадками.
Это он придумал для русских футуристов свое, ранее не существовавшее, исконно русское слово "будетляне", в котором смешалось "будущее", "полеты", "дети", "лен" и "поляна". В экспозицию вошли несколько его работ, которые решительно устанавливают связь четырех художников с Велимиром Хлебниковым.
Все участники выставки – прямые или косвенные родственники поэта. Самая близкая родственница - Вера Владимировна Хлебникова (1891-1941), художница, сестра поэта, родилась в Астрахани. Ее творчество долгое время было неизвестно широкой публике. На выставке представлены ее графика и живопись. Теперь Веру Владимировну называют "художником глубокого очарования", мастером живописи. Творческий путь В.В. Хлебниковой начался в 1910-е годы и продолжался до начала 1941-го, когда болезнь безвременно оборвала ее жизнь. Произведений художницы сохранилось немного. Большая часть их осталась за границей во время первой мировой войны. Но и то немногое, что сегодня показывает Третьяковская галерея, свидетельствует о своеобычности и масштабности ее дарования. В графических листах художницы немало свидетельств ее обостренного интереса к Востоку: "Девушка с лебедем", "Три фигуры в покрывалах", "Верблюды". В этом сказалась семейная привязанность к астраханским степям, к народной истории, культуре и быту калмыков. Отец художницы, В.А. Хлебников, ученый-орнитолог, несколько лет был попечителем одного из калмыцких улусов Астраханской губернии. В Астрахани же функционирует единственный в России музей-квартира В. Хлебникова. Вера Васильевна была душой "кружка Митурича", состоящего из вхутемасовских учеников ее мужа.
Ее муж – Петр Васильевич Митурич, график и живописец, дружил с Велимиром Хлебниковым с 1916 года. Широко известны два его рисунка, запечатлевшие В.В. Хлебникова, скончавшегося на глазах Митурича в 1922 году в деревне Санталова. Дружба с поэтом, восхищение его творчеством породили циклы работ Митурича, в которых он пытался графически выразить дух новаторской поэзии Хлебникова, объединить тексты стихов с ритмически им родственной графикой - узорами ветвей или просто пересекающихся линий, с движением рукописных строк. Если раньше искусствоведы считали, что главное место в творчестве Митурича заняли его многочисленные рисунки тушью, карандашом, углем; набросанные с натуры скромные пейзажи с остро выявленными ритмами деревьев, домов, заборов или непринужденно-спокойные портреты, то теперь высвечиваются композиции, в которых рукописные воспроизведения текстов сочетаются с рисованными элементами, а так же "пространственная графика".
Их сын - Май Петрович Митурич-Хлебников, академик Российской Академии художеств, родился 29 мая 1925 года. Родители хотели видеть сына художником и всячески поощряли его стремление к рисованию. До 11 лет воспитанием Мая занимались в основном бабушка и дедушка - Екатерина Николаевна и Владимир Алексеевич Хлебниковы. В 1941 году юноша работал в мастерской военно-оборонного плаката "Окна ТАСС". Органично связанный с уроками отца и с реалистической традицией русского советского искусства, он складывался как художник во время многочисленных творческих поездок на Белое море, в Туву, на Камчатку, Курильские и Командорские острова, в Среднюю Азию, на Памир, Алтай, Бурятский участок БАМа. "Проводником по чудесной стране, имя которой Россия" назвал К. Паустовский иллюстратора М. Митурича. В циклах иллюстраций к стихам С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова Митурич создает фантастический, сказочный мир. Но графики художника на выставке нет. В экспозицию вошли живописные холсты 1960-1990 гг.
Дочь Майя Петровича – Вера-младшая. (1954 г. рожд.), талантливая художница-концептуалистка, много работающая в технике шелкографии. Она создает авторские книги, коллажи и концептуальные игры.
В экспозиции около 300 работ, часть из них являются даром М.П Митурича Третьяковской галерее.
С 10 октября по 1 января.
|