Современник старается быть современным по-старому

[21.11.2001, 19:07]
В 1973 году в театре Современник состоялась премьера спектакля "Балалайкин и К" в постановке знаменитого Товстоногова с Квашой и Гафтом в главных ролях. Спектакль имел такой успех, что даже мои родители, будучи заядлыми театралами и не пропускающие ни одной московской премьеры, так и не смогли на него попасть. Восстановление этого спектакля в афише театра можно объяснить желанием повторить былой успех и верой в актуальность материала
Канва следующая: два образованных и либерально настроенных дворянина (Глумов и Рассказчик), испугавшись давления полицейской власти, встают на путь "истинной добродетели и благопристойности", дабы избежать каких-либо трений с режимом. Истинной, безусловно, является добродетель, одобренная начальством. По ходу действия становится ясно, что начальство под добродетелью понимает совсем иное, нежели простые смертные. Добродетель, выгодная начальству, является по сути анти-добродетелью. Но это не останавливает главных персонажей пьесы. Вступив на героический путь (любая уступка режиму воспринимается бывшими либералами, как подвиг), они идут по нему до конца: возвышенный Рассказчик (Игорь Кваша) устраивает двоеженство, чтобы угодить квартальному надзирателю, а его друг Глумов (Валентин Гафт) становится фаворитом девицы легкого поведения, позарившись на "квартирку с отоплением".
Если предыдущую премьеру Современника - "Еще раз о Голом короле" - можно было назвать ремейком лишь наполовину, поскольку и текст и актерский состав «Голого короля» был кардинально изменен, то в случае с "Балалайкиным…" мы имеем дело с ремейком стопроцентным. Но самое странное заключается в том, что спектакль «стреляет» не тем, чем надеется выстрелить, и очаровывает не тем, чем надеется очаровать.
Такой бронебойный проверенный десятилетиями дуэт, как Гафт – Кваша, несмотря на полную отдачу и любовь к материалу кажется уже чем-то уже виденным и утомляет, особенно в первом акте, когда весь спектакль держится на нем.
Актуальная еще год назад в связи с закрытием НТВ тема грозящей диктатуры и зажима гласности – сегодня уже не вызывает особого сочувствия. И вообще, такая глобальная и раньше любимая зрителем тема как "Человек и Власть" не вызывает у моего индивидуалистического поколения никаких эмоций. И поэтому весь первый акт "Балалайкина…", и актерски и драматургически построенный на откровенной политической сатире, быстро приедается и кажется затянутым и однообразным.
Но зато во втором акте к Кваше и Гафту присоединяются не менее интересные молодые актеры Современника: очень раскрепощенный Илья Древнов в роли Балалайкина и Александр Олешко в роли полицейского дипломата Кшепшицюльского. С их появлением лобовая сатира все больше и вкуснее разбавляется юмором и иронией. По стилю спектакль начинает напоминать гениальное изобретение Льва Новоженова - передачу "Тушите свет", где Гафт и Кваша – ведущие, а остальные персонажи - незабвенные Хрюн, Степан и компания. Спектакль становится намного интереснее.
Опять же, во втором акте проявляется режиссура, до этого малозаметная, и становится приятно, что у режиссерского триумвирата Гафт-Кваша-Назаров присутствуют такие качества, как смелость и озорство. Настолько приятно, что хочется назвать спектакль удачным.
25 ноября, театр "Современник", 19:00.
|