Второе лицо Гришковца

[11.01.2002, 17:41]
Сразу хочу предупредить людей, знающих и любящих Евгения Гришковца по его спектаклям "Одновременно" и "Как я съел собаку", что Гришковец, читающий свои тексты один, или с кем-нибудь еще, и пьеса Гришковца, поставленная без его участия - это два абсолютно разных театральных явления. Причем первое гораздо интереснее и оригинальнее второго.
Каждый новый драматург, прежде чем стать неоспоримой величиной в своем деле, обязательно должен пройти некий период привыкания театра к своей драматургии. Период этот может затянуться до самой кончины драматурга, может произойти молниеносно и принести начинающему автору быструю славу, но не быть этого периода не может.
Гришковца без Гришковца ставят на московской сцене не впервые. И с радостью хочу отметить, что привыкание, оно же - освоение, идет своим чередом. Если в первом опыте ("Записки русского путешественника" в театре "Школа современной пьесы") мы получили двух актеров, играющих Гришковца и что-то друг другу расказывающих, то в "Городе" мы видим персонажей, ничуть на Гришковца не похожих. Конечно, актер, играющий роль главного героя, допускает в своих монологах до боли знакомые нотки, но остальные артисты стараются быть максимально самостоятельными. В этом, как мне кажется, главная заслуга режиссера - Александра Назарова.
Однако назвать спектакль "Город" совсем уж благополучным - нельзя, и дело тут не в актерах и не в режиссере. Дело, кажется, в том, что драматург Гришковец, отдающий свои пьесы в театр, далеко не так ярок и интересен, как Гришковец, являющийся театром самого себя. Поэтому пьеса "Город", такая же искренняя и откровенная, как и все предыдущие творения Гришковца, кажется блеклой и непривлекательной.
Спектакль о том, как человек, дожив до середины свой жизни и укомплектованный всеми взрослыми ее атрибутами, такими как семья, квартира, работа, друзья, вдруг начинает задумываться о том, зачем ему все это нужно и неужели он уже не в силах что-либо изменить.
15, 27 января, 19:00, Театр-студия под руководством Олега Табакова.
|