Стоппардомания Театра Маяковского

[21.01.2002, 16:11]
Давным-давно, лет 10 назад, вовсю гремел в театре Маяковского спектакль "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - первое в России обращение к драматургии англичанина Тома Стоппарда, теперь уже классика постмодернизма. Многое изменилось с тех пор: малоизвестный нашему зрителю драматург стал завсегдатаем театрального репертуара, а режиссер "Розенкранца...", Евгений Арье, эмигрировал за границу. Однако заданная Арье жесткая форма не дала спектаклю развалиться, благополучно сохранив его до наших дней.
Не иначе как отголосками того успеха воодушевился один из нынешних режиссеров театра Маяковского, Юрий Иоффе, выпустивший премьеру "Входит свободный человек" по одноименной пьесе Стоппарда. Но на сей раз...
То ли пьеса подкачала (а по спектаклю создается именно такое впечатление, которое, к счастью, рассеивается после ее самостоятельного прочтения), то ли в самом спектакле что не ладно. В общем, выяснилось, что пьесы Стоппарда – это еще не полная гарантия успеха. С дотошностью рьяного бытописателя режиссер фарширует сценическое пространство (водопроводные трубы, горшки с цветами, игровые автоматы, барные стойки, не говоря о таких мелочах, как столы и стулья). Актеры со смаком выясняют отношения, демонстрируя чудеса декламации и психологизма. Взятая за основу философская притча тем временем утопает в семейных дрязгах. Пьеса, в которой главный герой, чудак-изобретатель, по-настоящему свободный в мире собственных иллюзий, терпит жесткую схватку с реальностью, превратилась в интерпретации театра Маяковского в "семейные неурядицы с двумя домочадцами и одним безработным», не вызывающие никакого желания сопереживать, а тем более, самоотождествлять себя с героями. А жаль.
"Входит свободный человек" – 26 января,
8, 17 февраля.
"Розенкранц и Гильденстерн мертвы" - 1, 13 февраля.
|