Олигарх. Платон оказался лишним

[24.09.2002, 14:09]
На экраны выходит двадцатилетняя история жизни нескольких друзей. С началом перестройки Платон (Машков) и его товарищи начинают обычную для того времени кооператорскую деятельность, со временем превращаясь в настоящих олигархов. В основе сценария - роман сподвижника Бориса Березовского Юлия Дубова.
В центре внимания - Платон, герой, который изначально задуман как своего рода супермен. Наверно поэтому показать внутренние причины превращения рядового научного сотрудника в нечто особенное создатели фильма не смогли, хотя и старались. Десятилетний мальчик, заявляющий: «Мне нельзя говорить слово «нет», выглядит просто смешно, молодой математик, доказывающий, что крокодил больше длинный, чем зеленый, потому что длинный сверху и снизу, а зеленый только сверху - не более чем забавно.
Неожиданно наступившая перестройка, раскрывает недюжинные способности Платона как финансиста и заодно как страшного самодура, не переваривающего конкурентов. И вот олигарх сидит в своем просторном замке с множеством проблем, которым нет решения, и огромной суммой денег, которым нет применения. Тут уже совершенно не важно, насколько герой фильма похож или не похож на Березовского, интересно другое: олигарх получился воплощением образа "лишнего человека" в школярских традициях толкования этого вопроса. Главный герой умен и силен настолько, что ни с кем не может общаться на равных, не может нормально ужиться в сером пошлом мирке обыкновенных людей, не радует его ни роскошь, ни безграничные возможности.
Кстати о роскоши. Бытовые подробности из жизни "новых русских" не только не поражают размахом, но удивляют убогостью и однообразием. В фильме нет ничего по-настоящему шикарного; слон, выступающий на дне рождения олигарха, так откровенно демонстрирует свою облезлую шкуру и обломанные пожелтевшие бивни, что хочется призвать на помощь "Гринпис".
Зачем Платону собственный телеканал, зачем он хочет посадить в Кремль "своего" президента, в конечном итоге совершено непонятно, ведь чтобы герой очень любил деньги или мечтал о власти, хотел что-то сделать для страны, для семьи или для себя лично, не показано. Так он мается между полным отсутствием какой-либо цели и невозможностью остановиться, потому что "никогда не терпел быть вторым".
Первая часть фильма напоминает "Копейку", вторая - телесериал "День рождения буржуя". Кроме того, "Олигарх" несет какой-то ужасно антипатриотичный заряд. После просмотра фильма, в родной стране, где олигархи несчастны, политики бесчестны, народ прозябает, а преданный своему делу следователь никому не может помочь, потому что все давно поделено и продано, не хочется ни жить, ни работать. Причем в отличие от той же "Копейки" снисходительно посмеяться над всем этим не получится даже сквозь слезы, и надежды на проблеск света в конце тоннеля нет никакой.
Олигарху сочувствовать почему-то тоже не хочется, хотя бы потому, что персонаж получился слишком чужой и холодный. А "эпическое полотно, раскрывающее особенности национального капитализма" вышло похожим на одно большое погребальное покрывало.
|