Перформанс по-русски в Третьяковской галерее

[19.02.2003, 15:33]
Странно, но постоянная экспозиция Третьяковской галереи на Крымском валу только сейчас стала реально соответствовать своему предназначению -представлять искусство 20 века.
Вплоть до сегодняшнего дня экспозиция музея ограничивалась первой половиной 20 века, "застревая" на 50-х годах, эпохе т.н "соцреализма". Суровый стиль крепчал, цензура разгоняла скопления опасных арт-элементов в домах культуры и кафе, и тогда строптивые нонконформисты уходили в лес.
Устраивая там свои "игры на природе", они безмятежно становились пионерами русского перформанса (собственно английский термин вошел в научный обиход уже постфактум, в начале 90-х). Благодаря дару Царицынского музея, кураторы которого бережно собирали до поры до времени запретные, ненужные, а на самом деле самые что ни на есть актуальные реликвии, Третьяковская галерея наконец заполнила досадные пробелы.
Тронутые прижизненной "музификацией" маргиналы-шестидесятники, а теперь уже степенные живые классики, приглашают всех желающих на серию своих выступлений, которые пройдут там же, в Третьяковской галерее. Что на самом деле происходило в русском искусстве начиная с 60-х годов 20 века не совсем представляют себе даже искусствоведы. Возможность услышать это, что называется, "из первых рук" - настоящий подарок для желающих его принять.
Проект уже начался. 13 февраля состоялась первая встреча с тремя художниками. Франциско Инфантэ начинал с того, что со всем пылом своих 18-ти лет "уменьшал энтропию снежного поля": строил снежные замки, декорировал их горящими свечами и снимал, как они тают под капающим воском. Тяга к освещению продолжилась работой над проектом по подсветке Кремля (в основу которой была положена фуга Баха), а т.н. "игры на природе" уступили место играм кинетическим. Огромные собственноручно исполненные "ленты мебиуса" украшали площадь перед павильонами ВДНХ до приезда первого бульдозера. Александр Григорьев рассказывал о своем кинетическом театре 70-х, а Вячеслав Колейчук – о технике самоколлажа (когда куски берутся не из нескольких, а из одного и того же изображения и прямо в нем же переставляются местами, т.о. преображая привычную симметрию). Работы всех трех художников теперь можно будет всегда увидеть в Третьяковской галерее.
На очереди - обсуждение абстракционистов "оттепели" (26 февраля), дискуссия о русском минимализме (5 марта), дефиле абстрактной моды (14 марта) и много чего еще. А
7 марта состоится перформанс Андрея Бартенева - одного из самых активных и заметных акционистов уже нашего времени. В своей "Кабачковой снежинке" он будет исследовать "образ банки кабачковой икры в морозильнике", где за стеклом миллионы кабачковых снежинок улыбаются тебе своим мерцающе призрачным светом".
Что уж тут добавить - разве то, что вход на все мероприятия свободный.
Подробную программу мероприятий смотрите в афише.
|