Коллекция слепков с античной скульптуры
скульптура

Слепки, показанные в залах Галереи искусств Церетели, воспроизводят преимущественно римские копии с греческих оригиналов, создававшихся в разные эпохи: в классический (V- IV вв. до н.э.), эллинистический (IV-I вв. до н.э.) и римский (кон. I до н.э. - нач.IV в. н.э.) периоды. Этими экспонатами представлены те статуи, слепки с которых не одно столетие служили постоянными моделями для академического рисунка (Боргезский боец; Апполино; Афродита Медичи или Венера Медицейская; бюст Гомера), представляющие важнейшие вехи в историческом развитии греческого искусства (Диадумен, Капитолийская амазонка), а также особо популярные в наше время (Ника Самафракийская). Они составляют часть обширной коллекции слепков, собранной в конце XIX- начале XX века выдающимся русским ученым - антиковедом И.В.Цветаевым (1847-1913) для задуманного им Музея изящных искусств, который был открыт в Москве в 1912 году и впоследствии переименован в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Из этого музея слепки поступили в Российскую академию художеств в 2000 году.
Гипсовые слепки с произведений античной скульптуры, признававшихся образцами, служили основой и стержнем традиционной академической системы обучения изобразительной грамоте. В академическом обиходе, где их называли "гипсами" или "антиками", они использовались как обязательная и основная модель для учебного рисования.