Мушкетер его величества

[28.12.2001, 17:47]
Питер Хайамс, режиссер и оператор фильма "Мушкетер", - очень храбрый и упорный человек, как и положено быть голливудскому мастеру. На то и существует Закон джунглей: в солнечной Калифорнии никто вас не встретит хлебом-солью, право стоять за камерой нужно вырывать у студий, истаблишмента, коллег и так далее. Питер Хайамс, будучи внуком знаменитейшего продюсера всех времен и народов Сола Юрока (выходца из России), прекрасно изучил правила игры и снимает фильмы с 1972 года. На его счету – около 20 картин.
Cобственной экранизацией "Трех мушкетеров" Питер Хаймс вместе со сценаристом Джином Куинтан замахнулся на святая святых индустрии развлечений, поднял руку на устойчивый миф - критики и зрители встали на защиту дружбы, любви, верности и духа авантюры.
Первая экранизация романа А. Дюма состоялась еще в 1917 году, с блистательным Дугласом Фербенксом в главной роли. С тех пор в разных странах мира было снято около десятка экранизаций, и во всех киноверсиях сохранялся дух Александра Дюма – непринужденный, блестящий, авантюрный и беззаботный.
Смельчак Питер Хайамс решительно покончил с этой традицией. Время его фильма – время смуты и упадка. Франции грозит народный бунт - какая уж тут легкость бытия, какой гламур?! Троица мушкетеров постарела, превратились в задиристых, заурядных пьяниц. Портос, Атос и Арамис - инфантильные подростки, хотя по виду - солидные дядечки. Королева (Катрин Денев) и лорд Букенгемский – увы! – также не первой свежести, их занимают не романтические переживания, а международная политика.
Правда, Д’Артаньян (Джастин Чамберс) - прежний: молодой, бесстрашный, безрассудный, влюбчивый. Он-то и движет сюжет картины, светит, как луч в темном царстве.
В фильме присутствуют и противоборствующие Д’Артаньяну силы: кардинал Ришелье (Стивен Ри) и главный злодей, законченный террорист Фебре (человек в черном, вышедший на авансцену фильма, - актер Тим Рот). Смертельная борьба происходит на фоне прекрасно снятого Парижа 17-го века, впечатляющих интерьеров и умиротворяющего ландшафта.
Да, режиссер вполне мог позволить себе подобные вольности в трактовке героев и общей атмосферы романа, не соответствующей замыслам Александра Дюма, дабы создать ощущение сиюминутного момента на "злобу дня". Именно этой "злобе дня" зрители обязаны снятыми в стиле "Притаившегося тигра и спрятавшегося дракона" сценами драк и дуэлей, ставить которые были приглашены гонг-конгские мастера восточных единоборств. Исторической правды в этом нет ни на грош - вряд ли шаолинские монахи навещали французскую глубинку.
Жаль, конечно, что исчезла роковая Миледи-вамп, а красавица Констанция не покидает инвалидного кресла. Жаль, что нет любимой истории с алмазными подвесками. Жаль, что нет эксклюзива придворного Лувра и былого престижа королевских мушкетеров. Да -да, ничто не вечно под луной. Жаль...
"Мушкетера" уже успели назвать и "бездарнейшим", и "маразматическим", и даже "худшим фильмом всех времен и народов". Хоть это и не совсем справедливо, зрителей можно понять. Так неприятно выбираться из теплого, привычного кокона представлений, так трудно расставаться с любимыми игрушками, а неизвестное и новое – даже в фильме – поначалу всегда воспринимается в штыки и настораживает.
Кто знает, не станет ли впоследствии этот «Мушкетер» Питера Хаймса хрестоматийным и даже классическим? Основания для этого есть.
|