Дурак дураком

[22.01.2002, 12:43]
Ругать отечественные фильмы обычно не поднимается рука. Сразу вспоминаешь про тяжелую ситуацию в нашем кинематографе, о том, что люди сделавшие фильм, все-таки очень старались, и многое прощаешь. Однако, когда выходишь из зала с ощущением полного недоумения и осознанием того, что полтора часа жизни прожиты зря, петь дифирамбы создателям картины как-то совсем не хочется.
Сюжет фильма "Иван-дурак" не представляет из себя ничего особенно хорошего или особенно плохого. Едет Иван на машине на большой (по нашим меркам) скорости, едет в свой родной город Запредельный и вдруг чуть не сбивает девушку. Оказывается, что она потеряла память да к тому же сбежала из местной психушки, где доктор-маньяк по фамилии Страус ставил на девушке опыты. Доктору, видимо, не давали спать лавры американского коллеги Энжела, который развлекался с несчастным газонокосильщиком. Все эксперименты Страуса, производящиеся в психбольнице, связаны с переходом в некую анти-реальность. Переход осуществляется посредством компьютера и странных разноцветных шлангов, которые вставляют кому в голову, кому в "мягкое место".
В общем "Ивана-дурак" получился похожим на "Матрицу", но не больше, чем отражение в кривом зеркале. В фильме постарались сделать и совершенно "тепличные» интерьеры, и неудачные декорации, выверенные до мелочей. Одна комната полностью залита синим светом, другая зеленым, даже цвет таблеток гармонирует с халатом врача. Возможно, вся эта эстетическая неправдоподобность, будь она единственным недостатком картины, не так бросалась бы в глаза.
Можно без особого ущерба для здоровья часами наблюдать на экране затянутые планы или помоечные декорации - такое в российских фильмах встречается нередко. Однако смотреть на бездарную актерскую игру всегда не просто утомительно, но и стыдно. Создается ощущение, что каждый из артистов поставил цель: показать себя, любимого, и проговорить текст с более или менее подходящим выражением лица, но никак не сыграть роль. Все разглагольствования о том, что в фильме используется "непсихологическая манера игры" и "стилистика комикса" звучат как-то неубедительно.
Параллельно с историей Ивана разворачивается еще одна сюжетная линия. В городе Запредельном существует секта, члены которой ожидают второго пришествия и даже собираются совершить групповое самоубийство. Отец Викентий, глава секты, постоянно рассуждает "о душе России", "соборности" и "небесных куполах". Эти эпизоды похожи на "Догму", но шуточки на религиозно-философские темы получились совсем не смешными.
В финале Иван спасет девушку – вытащит ее со "дна анти-реальности" и даже найдется папа главного героя – инопланетянин. Однако ни счастливая концовка, ни цветные рекламные буклеты не делают картину лучше.
С 24 января фильм выходит в прокат сразу в четырех кинотеатрах.
|