Брешь в новой русской литературе

[07.02.2002, 15:20]
С творчеством Романа Сенчина я познакомилась недавно. Выпускник Литературного института им. Горького, член Союза писателей Москвы, один из лидеров молодой прозы России - о нем давно судачат в литературных кругах, его публикуют толстые журналы вроде "Нового мира" и "Знамени". Издание "Афинских ночей", его первой книги повестей и рассказов, было осуществлено с помощью гранта президента РФ в области культуры и искусства. Всего лишь дебют - и уже лавры обладателя новой независимой литературной премии "Эврика", учрежденной специально для молодых прозаиков и драматургов.
"Афинские ночи". Глянцевая обложка. Четыре сотни страниц. Рассказы и повести: "Погружение", "Афинские ночи", "Вдохновение", "Общий день", "Сутки", "Ничего", "Первая девушка". Остается тяжелое впечатление: потерянное поколение, тоска, смирение, безысходность, преждевременная моральная старость, символическая смерть. С какой-то претензией на документальность и автобиографичность все это написано рукой тридцатилетнего человека. Человека, с отчаянием в голосе заявляющего, что жизнь – цепочка "одинаково мертвых дней".
"Я не могу писать, из меня текут лишь желчь и нытье", – говорит персонаж "Вдохновения" Роман, нищий студент Литературного института. Именно за это Сенчина любят называть "разгребателем грязи". Мол, герои у него – сплошные слабаки, нищие, лишние люди, спившиеся, уставшие бывшие художники и писатели, давно уже оказавшиеся на дне и непонятно зачем все еще болтающиеся по бренному миру.
"Правдиво... а не правда... В жизни и хорошо, и плохо, и это все перемешано, а у тебя мазано одним цветом", – возразит преуспевающий друг Романа в том же "Вдохновении". Но где же правда, если нет надежды? Сенчин – герой своего поколения, не хуже и не лучше.
Наконец, скажу одно - до первого томика "Мертвых душ", переписанного на cовременность, "Афинские ночи", кажется, уже дотянули. Россия, нищая Россия… Сплошная яма да помойка. М-да... Что ж, Сенчин в этом не виноват, и уж в отсутствии объективности его не упрекнуть.
|