Космический ретро-футуризм - в "Б-2"!

[12.04.2002, 17:31]
Сменив в ранней молодости незвучное Ласси Лехто на более отточенное и запоминающееся имя Джими Тенор, он отдал должное кумиру молодости – поп-звезде 70-х Джимми Осмонду и любимому инструменту тенор-саксу, которому посвятил 12 лет обучения в музыкальной школе. В начале 90-х Тенор экспериментировал с околомашинным звучанием, собрав радикальный состав The Shamans. Просуществовав немногим более трех лет, Джими перелистывает страницу своей биографии, распускает группу и отправляется на новые подвиги в Нью-Йорк. Нью-Йорк и его урбанистичная атмосфера оказывают решающее влияние на будущую звезду. В свободное от работы время он собирает по кусочкам свой первый альбом Sahkomies, покрытый дымкой раскрепощенных джазовых форм и сдобренный кавером на космический трек ветерана фри-джаза Сан Ра .
Настоящим поворотом в карьере финского музыканта стала встреча с одним из основателей Warp records Стивом Беккетом, который застал музыканта во время одного из концертов играющим одной рукой на электрооргане , а другой пытающемся запихнуть в рот огромный гамбургер. Надо ли говорить, насколько был поражен босс знаменитого лейбла и что контракт был немедленно подписан. В 1997-м на Warp выходит Intervision, наверно, и по сей день самая известная и распродаваемая пластинка Джими Тенора, совершившая прорыв не только в карьере артиста, но и во многом определившая новый облик Warp. В один миг на артиста обрушились многочисленные интервью, съемки для видеоклипов MTV, фотографии для модных журналов и, конечно же, многомесячные туры от Америки до Новой Зеландии, от Ирландии до Японии. Спустя год человек с копной неестественно белых волос и напоминающий Энди Уорхола становится иконой.
Что это за музыка? В ней много атмосферы и расслабленности, в ней много джаза, но вместе с тем в ней много электроники. Это музыка для стильного времяпрепровождения. Intervision сочетает в себе современное урбанистическое настроение с нью-йоркским свингом 80-х, стилизациями под Стиви Уандера, Тома Уэйтса, Игги Попа, диско-ритмами и джазом. Впрочем, джаз в исполнении Джими Тенора явно не предназначен для чистюль в шелковых костюмах. Послушайте только невообразимую кавер-версию Caravan Дюка Эллингтона! Также заметны влияния Sun Ra, Suicide и Barry White.
На волне колоссального успеха в 1999 году на Warp выходит альбом Organism, в котором на смену техно-джазовым импровизациям приходят фанк-ритмы в духе ранних Parliament и трогательно-ироничные соул-баллады, а в 2000 году фундаментальный альбом Out of Nowhere, запись которого происходила в Польше, где вместе с Тенором в студии разместилось 60 человек оркестра большого театра города Лодзь.
На своих концертах он выходит к публике в полупрозрачной рубахе, расшитой золотыми цветами, и в красных пластмассовых штанах. Музыкант восседает за электроорганом, на котором стоит букет роз и бутылка шампанского. Всех женщин хриплый чаровник называет исключительно "бэби". Иногда он отрывается от электрооргана и хватается за саксофон. Стуча по клавишам, Джими строит ужасные рожи, а дудя в саксофон – нежные и задумчивые.
В Москве Джими Тенор выступит на сцене клуба Б-2 13 апреля 2002-го в сопровождении группы, состоящей из двух британских и трех финских музыкантов. Эксцентричная звезда "техно-кабаре" представит новою программу – космический ретро-футуризм и соул баллады с своего последнего альбома Utopian Dream.
|