Тим Паркс. "Призрак Мими"

[31.05.2002, 15:27]
Тим Паркс - автор романов "Европа", "Языки пламени", получившего премии им. Сомерсета Моэма и им. Бетти Траск, "Любовь к Роджеру", "Дорогая Массимина" и "Призрак Мими". Среди нехудожественных книг Тима Паркса - бестселлер "Итальянские соседи" и "Итальянское образование".
Любовь и ненависть одновременно. Двойственность - это проявление тонкой душевной организации? Возможно. В любом случае, этот вопрос стоит оставить открытым до прочтения "Призрака Мими".В издательской аннотации написано: "Амбивалентный Моррис Дакворт продолжает свою комедию самооправданий".
"Призрак Мими" - продолжение "Дорогой Массимины", наделавшей в свое время немало шума. Похождения нищего английского учителя, похитившего и убившего свою невесту, чтобы получить за нее выкуп от богатых родственников, выглядели чрезвычайно свежо. Второй роман ничуть не хуже.
Моррис остается в Италии и женится на сестре своей невесты( Паркс сам женат на итальянке, и описания неуемной, похотливой Паолы - одно из самых выразительных в романе). Моррис строит новую жизнь, полную нравственности и красоты. Дом в дорогом районе. Изразцы от Валентино. Но на пути к гармонии становятся убогие людишки. Не остается ничего иного, как устранить их.
С угрызениями совести Моррис борется очень просто: сначала совершает нечто ужасное, а потом подводит под свой поступок базу. За благословением же всегда можно обратиться к призраку Мими, которую он когда-то убил со своим собственным ребенком в животе. Мими в образе Мадонны является Моррису с полотен старых мастеров, подмигивает с фотографии на могильной плите и даже звонит по мобильному телефону. Она оправдывает его - она его любит, как когда-то безоглядно любила мать, всегда называя "мой красавчик". Пока не предала. Ранимый подросток услышал, как мать в разговоре с отцом назвала его "маленьким чудовищем", а отец захохотал.
Просто пример из книжки по классическому психоанализу: именно тогда, глядя в зеркало на лицо, усыпанное угрями и прыщами, Моррис понял: "Не в том проблема, что урод ненавидит себя и весь мир. Уродство помогает остальным объединиться против урода". Моррис вырос, прыщи прошли, но весь остальной мир навсегда остался для него наполненный уродами. Блондин с ангельской наружностью, стеснительный улыбчивый убийца Моррис вовсе не двойственен. Он просто мерзавец. Поверхностный, самовлюбленный, не испытавший за всю жизнь ни одного глубокого чувства, способный оправдать любое свое злодеяние.
Тим Паркс жонглирует идеалами, трупами и комичными ситуациями. Лихо написанный, занимательный, элегантный и ироничный роман заставляет нас смеяться. А смеяться не надо. Двойственность до хорошего не доводит.
|