РЕГИСТРАЦИЯ
|
 |

Радость "Танца"
Впервые в Москву из Музея современного искусства в Париже приехала одна из самых известных и смелых работ французского художника Анри Матисса "Танец". За простотой рисунка и цвета в картине скрываются отточенность замысла и внутренняя динамика, а монументальность соединяется с изысканной декоративностью.
Танец любимый мотив парижской богемы рубежа 20 века: бесчисленные танцовщицы и хороводы кружили на полотнах и застывали в изящных скульптурных композициях Не избежал этого увлечения и Анри Матисс (1869-1954). "Я очень люблю танец. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Мне легко жить с танцем", - признавался мастер. Первый хоровод появился на раннем полотне художника "Радости жизни". Эта тема нашла свое развитие 4 года спустя, когда Матисс приступил к работе над гигантскими панно "Танец" и "Музыка", заказанными известным русским коллекционером и меценатом С. И. Щукиным (кстати, "московский", "щукинский", "Танец" сейчас находится в Эрмитаже). Ярко-красные фигуры, кружащиеся в безумном хороводе, не только привели в восторг заказчика, но и принесли заслуженную славу создателю картины. Не случайно почти четверть века спустя Матисс вновь возвращается к теме танца.
Заказ от известного американского коллекционера Альберта Барнса на масштабное декоративное панно для его музея в Мерионе под Филадельфией поступил в 1930 году. Полотно следовало разместить в арочных сводах над окнами. Задачей Матисса было создание "архитектурной живописи", подчиняющей себе заданное пространство, которое художник сравнивал с порталом собора. Выбор темы и технику исполнения клиент оставил на усмотрение художника.
"Танец" был задуман Матиссом на седьмом десятке лет, но тем не менее он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (от французского "вырезать"). Картина собиралась из отдельных фрагментов. Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем прикреплялись к основе булавками. Последний этап - нанесение краски на холст - проходил с помощью маляра. Но Матисс ошибся в размерах помещения, и холст пришлось переписывать заново.
А первоначальный вариант в 1937 году был приобретен Музеем современного искусства города Парижа. Однако только через 40 лет панно впервые было показано публике, в 1989 году - отреставрировано и заняло свое постоянное место в специально выстроенном для него зале.
Огромное панно всегда было "невыездным". Но музей закрылся на долгосрочную реконструкцию, и уникальное творение французского мастера отправилось в Россию. Сначала под названием "Парижский танец" оно экспонировалось в Эрмитаже, а теперь до 14 ноября будет радовать посетителей Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина на Волхонке.
P.S. И как же порой причудливы бывают переплетения судеб: в эти же дни в залах музея будет работать выставка "Коллекция С. И. Щукина в собрании ГМИИ им. А. С. Пушкина".
Другие новости
Заведения по теме
|
 |
|