Rambler's Top100
Скрыть результаты поиска
Архив Выставки
Спасибо. Ваш голос принят!

Памятное

2010-04-22 17:33

Война – трагическое событие для любого творчества разных эпох, особенно ХХ века. Литераторы, поэты, композиторы, художники с разной степенью таланта отразили военную тематику в своих произведениях. ХХ век, как никакой другой, является веком конфронтаций и столкновений. «Умудренное опытом» человечество почувствовало новое содержание понятия этого зловещего знака – «война». Только в этом столетии война стала трагедией для людей, цивилизации и отдельного человека.

Если Первая мировая война стала «повивальной бабкой» мирового художественного авангарда, то Вторая мировая – это качественно новый уровень, новые правила. Безусловно, эта война привнесла много неведомого.

Эта выставка представляет хронику Отечественной Войны 1941-1945 гг. в произведениях художников: живописцев, графиков, фотографов. Большая часть экспонатов совершенно неизвестна широкому кругу зрителей. Ядро этой экспозиции – личное собрание известного искусствоведа, теоретика «ленинградской школы», автора многих трудов по искусству ХХ века Бориса Давыдовича Суриса.

Серия блокадных рисунков Соломона Юдовина, впервые демонстрируется публике. Камерные по форме, они поразительны по силе художественного воздействия. Минимум средств и максимум выразительности.

Произведения Ушакова, Сулимо-Самуйлло, Верейского, Митрохина, Власова и Каплана – известных ленинградских графиков – наполнены особым трагизмом. Улица Митрохина – странное «гофманианство». Власовский партизан – на самом деле отрок, впервые взявший в руки автомат. Блокадное окно Верейского – это образ пространства, запертого крестовинами проклеек.

Серия плакатов Чеботарева представляет значительный интерес. На первый взгляд – это «агитка» на злобу дня. Но, между тем, ее внутреннее содержание намного сложнее. Она сделана в период первых недель войны, когда мастера культуры активно включались в процесс осмеяния, как это казалось, скороспелых гитлеровских притязаний. К. Чеботарев избрал сатирический дискурс: Гитлер и Геббельс низведены до уровня заурядной, почти цирковой, клоунады. Но художественный метод художника говорит языком экспрессионизма, родственным языку немецких сатириков, объявленных тем же Геббельсом «дегенеративными». Эти плакаты так и не были объявлены в тираж, их условный пароль, возможно, был недостаточно понятен для бойцов.

Фотографии военных лет – это особая тема. На выставке представлены винтажи подлинных мастеров: Б.Смирнова, Г. Зельмы, Б. Кудоярова, С. Раскина, Д.Чернова, Л. Великжанина. Военные фотохроникеры часто не сохраняли свои имена как авторов своих сюжетов, именно поэтому мы можем в равной степени восторгаться как снимком известного мастера Л. Великжанина, сумевшего отснять взорванный мост под Наро-Фоминском, так и снимком неведомого фотокорреспондента, зафиксировавшего панораму разрушенного и безлюдного Сталинграда 1943 г.

Плакат в период войны – мера поднятия духа в войсках и область воздействия на гражданское население. «Боевой карандаш» в тот период играл чрезвычайно важную роль. Эти плакаты можно было увидеть в цехах заводов и школах, в землянках и блиндажах Ленинградского фронта, на кораблях Балтики и даже на бортах фронтовых машин. На выставке представлены уникальные экземпляры этих плакатов, аналоги которых хранятся в ГРМ и РНБ (Спб). 

Nika

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ