Rambler's Top100
Скрыть результаты поиска
Архив Выставки
Спасибо. Ваш голос принят!

Расстояние до горизонта

2010-02-24 02:51

Так получается, что названия всех последних экспозиций галереи Ковчег нуждаются в кураторских комментариях. Общеизвестно, что приблизиться к горизонту нельзя: стоит сделать шаг по направлению к нему, и полоска вдали отдаляется от шагнувшего наблюдателя ровно на такое же расстояние. Но одно дело – достичь, другое – осознать дистанцию; то же и в творчестве.

«Я должен первым быть на горизонте!» – некогда спел Владимир Высоцкий, и его девиз оказался чрезвычайно важен для всех, кто искал и продолжает искать совершенства и первенства в искусстве. Впрочем, нынешний разговор не об аллегориях.

Вынесенная в заглавие выставки формула позволяет буквально сделать, казалось бы, невозможное: вычислить примерное расстояние от наблюдателя до видимого горизонта (при этом d – это дальность в километрах, а h — высота глаз человека относительно поверхности земли или воды). Давно существуют также специальные «таблицы удаления горизонта», составленные для разной высоты положения глаза наблюдателя над поверхностью суши или моря. Но взгляд художника, как правило, не требует фундаментального научного подхода при изображении линии, которая, по определению Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, является «границей, отделяющей видимую часть небесного свода от невидимой». Словари вековой давности приводят также и расширительные трактовки этого термина, вроде «предела того, что может обнять человек умственным оком» и т.п.

Разумеется, в случае с нынешней выставкой речь идет, в первую очередь, об оптическом феномене – неизменном атрибуте произведений в жанрах пейзажа, натюрморта или тематической картины, который Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля именует «окраиной земной поверхности, вкруг наблюдателя, где примыкает небо» и называет также словами «небосклон», «кругозор», «небозём», «небоскат», «глазоём» и «зреймо». Особо стоит отметить, что горизонт – не только принадлежность пейзажа, он незримо присутствует даже в изображениях, лишенных видимой границы земли и неба: в портретах, натюрмортах, интерьерных видах.

Выставка в Ковчеге объединяет работы с отчетливой линией небозёма и такие произведения, где горизонт остался «за кадром» – оттого ли, что художник разглядывал облака или увлекся происходящим под ногами, или в связи с тем, что ландшафтные подробности не имели отношения к жанру, избранному автором. Кроме того, к теме изображения горизонта, его присутствию в живописной картине или работах на бумаге в качестве формообразующего элемента, примыкает тема ракурса – угла зрения художника относительно изображаемого предмета.

Как бы возвращая зрителя в положение того или иного художника во время его работы, авторы выставки отказались от «академического» принципа показа произведений: их размещение на стенах Ковчега определил, в первую очередь, уровень изображенного горизонта. Так что при посещении экспозиции публике предстоит внимательно смотреть не только на стены, но и под ноги, а иногда поднимать голову вверх.

info

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Поле не заполнено или содержит недопустимые символы.
Имя: E-mail:
Комментарий:
  Сообщать о новых комментариях.
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ