Одновременно в Москве и Лондоне пройдет выставка классика мировой фотографии литовского фотографа Антанаса Суткуса. В Лондоне будут показаны "Литовские портреты" (11 сентября – 10 октября); в Москве – "Приметы времени" (26 сентября – 26 октября).
Выставки охватывают две основные темы в творчестве фотографа. Портреты, создающие ядро лондонской экспозиции, наполнены теплой и ясной красотой, и связаны между собой словно кадры неснятых фильмов Висконти и Росселини. Человек посреди своей "жизни на ветру", посреди суеты и разворачивающихся вокруг него событий, живущий своей "маленькой" жизнью – кто он? Суткус, работая в советской прессе, одновременно осуществлял проект документации и памяти, противопоставляя личное/частное – пропагандируемому общественному/общему. На протяжении десятилетий он создает портреты современников. Его герои – не обезличенные "хомо советикус", это литовцы: мужчины, женщины, старики, дети.
Работы, представленные в Москве, высвечивают близость взглядов литовца Суткуса и других знаменитых современников-европейцев – Андре Кертеса, Анри Картье-Брессона и им подобных. Пристальное вглядывание в окружающую реальность, поиск решающего мгновения, гармонизирующего хаотическое броуновское движение мира, повседневная жизнь как источник вдохновения и красоты – еще в конце 50-х отделенный железным занавесом от мирового фотографического процесса Суткус, исходя из потребности документировать частное, самостоятельно приходит к тем же общечеловеческим выводам, что и (несколько ранее) Картье-Брессон. Или (несколько позднее) режиссер Иржи Менцель, режиссер-фотограф Вим Вендерс.
Фотографии из московской экспозиции посвящены поэтике повседневности. Одежда, дома, лица, руки, привычные вещи - запечатлены образно и точно. Бытописательство (характерное для развившейся под его влиянием "литовской школы" фотографии в целом) у Суткуса выходит далеко за пределы репортажа, документа. Взгляд его (как и в "портретах литовцев"), идет от общего к частному, от внешнего к внутреннему. Внутренняя эмиграция, лишенная трагизма, жизнь вне политического контекста – с точки зрения идеологии того времени, это была крамола. Но это был и тихий вызов большого художника, брошенный своей шумной, обобществленной эпохе.
Приметы времени, наполняющие кадр за кадром, на расстоянии складываются в узоры коллективной истории. В масштабе всего своего творчества Суткус создает необъятное лоскутное полотно памяти - это не преувеличение, если понимать, насколько огромен архив фотографа, сколь полной, многоуровневой и эмоционально насыщенной предстает в его снимках картина жизни простого человека второй половины ХХ века.
Факты из биографии:
Антанас Суткус родился 27 июня 1939 года в Литве. В детстве он копил на велосипед, но купил фотоаппарат, учился на журфаке, фотографию, изучал по тому немногому, что было в библиотеках, по журналам, что доходили из Восточной Европы. В начале 70-х годов вокруг Суткуса начали объединяться фотографы, и по его инициативе было создано Общество фотоискусства Литвы, которое он и возглавлял более 20 лет. В 1980 получил звание заслуженного работника культуры Литвы. В 1998 году получил литовскую государственную награду в сфере искусств.
За это время у Антанаса Суткуса по всему миру прошло более 150 выставок. На Западе он стал известен раньше, чем в России (Суткус является одним из наиболее известных пост-советких фотографов вообще).
В музеях, где проходили его выставки, теперь хранятся и выставляются его работы. Среди них: музей Виктории и Альберта (Лондон), Nicephore Niepce (Франция), Музей фотографии Хельсинки, Музей искусства Литвы, Международный Центр фотографии (Нью-Йорк), Институт искусств (Чикаго), Музей искусства (Миннеаполис), Музей современного искусства (Стогкольм), Московский Дом фотографии.
Выставкой Антанаса Суткуса Галерея Photographer.ru запускает долгосрочную программу "Истоки современной российской фотографии". В рамках этой программы будут показаны работы Антанаса Суткуса, Николая Бахарева, Валерия Щеколдина, Георгия Пинхасова, Андрея Безукладникова и других выдающихся фотографов из России, стран СНГ и Балтии. Цель программы – попытка осмыслить современную фотографическую ситуацию в России в целом. На рубеже 90-х гг. открылись границы, из-за рубежа хлынул поток информации. Тем не менее, ошибочно думать, будто фотографии в России не существовало, или что единственным источником влияния на современных фотографов является фотография западная. Наряду с демонстрацией актуальных мировых тенденций, галерея Photographer.ru осуществляет "поиск корней", демонстрируя работы ведущих фотографов старшего поколения в контексте современной ситуации.
Выставка продлится с 26 сентября по 26 октября, галерея Photographer.ru.
Всего два слова – «это просто»! Зарегистрированные пользователи приобретают множество приятных бонусов, а также получают возможность участвовать в конкурсах, оставлять комментарии, ставить оценки и размещать на сайте собственные обзоры событий и описания заведений!