Quills Перо Маркиза Де Сада MoscowOut представляет:
Кадр из фильма

СЪЕМКИ
РЕЖИССЕР КАУФМАН О ФИЛЬМЕ
СЦЕНАРИСТ ДАГ РАЙТ О ФИЛЬМЕ
АКТЁРЫ И ИХ ГЕРОИ
ФАКТЫ И ВЫДУМКА
О СОЗДАТЕЛЯХ ФИЛЬМА

РЕЖИССЕР КАУФМАН О ФИЛЬМЕ

Я был ошеломлён, когда закончил читать сценарий Дага Райта "Перо Маркиза Де Сада". В моих ушах продолжал звучать сдавленный смех, вопли и свист хлыста, я испытывал странное чувство; говоря словами самого Дага - "нечто среднее между стыдом и восторгом".

Но зачем снимать обо всём этом фильм? Какое значение может иметь эта историческая драма для нашего времени? И, что ещё важнее, зачем воскрешать этого монстра - Маркиза де Сада?

Мой друг, Нельсон Алгрен, автор книги "Человек с золотой рукой", любил повторять: "Только вы исключаете человеческое существо из общества, и оно начинает строить свой собственный мир. ...Нам кажется, что уродство и красота, гротеск и трагика, хорошее и плохое существуют раздельно друг от друга: американцы не любят думать, что такие полярные вещи могут сосуществовать вместе".

А друг Алгрена, писательница Симона де Бовуар, в своей работе "Должны ли мы сжечь Сада?" отмечала: "Тему эгоизма, несправедливости, страдания Сад сгущает до предела и настаивает на их реальности. Высший смысл его послания заключается в его способности выводить нас из равновесия. Он заставляет нас со всей тщательностью изучить основную проблему, постоянно всплывающую то в одной, то в другой форме в современном обществе: проблему подлинных отношений между людьми".

А вот что говорит нобелевский лауреат, поэт и эссеист Октавио Пас в своём эссе "Эротика де Сада": "Его жизнь не менее экстраординарна, нежели его творчество. Он провёл много лет в тюрьме за свои идеи; он был независим и неподкупен в своих интеллектуальных воззрениях... и великодушен даже к своим врагам и преследователям. Философ садизма был не мучителем, а мучеником; у теоретика жестокости было доброе сердце".

Неистовый, неукротимый Маркиз Дага Райта воспринял бы эти слова в штыки; и всё же за его бешеным нравом скрывается загадка. И драматург и сценарист Райт использовал эту загадку, чтобы исследовать "подлинные отношения между людьми", а также границы свободы выражения.

А вот как исчерпывающе просто объяснил свою позицию великий кинорежиссёр Луис Бунюэль в своём эссе "Мой последний вздох": " ...Идеи де Сада оказали на меня влияние во многих отношениях... (Один критик) написал однажды обо мне уничижительную статью, в которой заявил, что де Сад перевернулся бы в своём гробу, если бы узнал, что я сделал с его идеями; на это я могу ответить одно - я не хотел восхвалять покойного писателя Сада, я хотел снять кино..."

Да, маэстро, но КАК снять такое кино? Как трансформировать театральную постановку в кинофильм, как перемещать камеру так, чтобы она показывала что-то новое помимо того, что сплетники и любители "клубнички" разнюхивают и разглядывают сквозь щели, трещины и смотровые глазки? Как отыскать ракурс, способный в один момент рассмешить, а в другой напугать?

Как отыскать и снять такие цвета и оттенки декораций и костюмов, чтобы они перекликались с далёким прошлым и в то же время будоражили современного зрителя? Как создать хрупкую красоту за мрачными стенами сумасшедшего дома и показать, как она трансформируется в ходе борьбы между болезненной экспрессией Маркиза и репрессиями, которым он подвергается - борьбы, которая превращает сумасшедший дом в сумасшедший дом?

И как снять кинофильм, который казался бы ироничным созданием самого Маркиза, издевающегося над лицемерами по правилам хорошего вкуса и тона с помощью сочных, даже безвкусных кошмаров и чрезмерностей варварского театра ужасов?

И, что самое важное - как найти актёров, способных почувствовать себя как дома в старинных декорациях, способных заговорить на языке Сада и Райта, не боящихся быть невинными и в тоже время виновными, неподкупными и в то же время подкупленными или подкупающими других. Актёров, готовых разоблачиться физически и эмоционально. Другими словами, как найти по-настоящему смелых актёров?

В заключении я хочу сказать, что я никогда ещё не снимал фильмы с таким удовольствием, как в этот раз. Мои помощники (начиная с Дага и кончая всеми актёрами - звёздами и статистами, операторами, костюмерами, декораторами, монтажёрами и музыкантами) работали неутомимо, упорно и с необыкновенным настроем. На всех этапах съёмки мы начинали день с огромным удовольствием, обнимались и вели душевные, страстные, философские и восхитительно глупые разговоры; мы работали как черти и приходили домой, переполненные эмоциями. Мы говорили, что Маркизу бы это понравилось. Надеюсь, наш энтузиазм смогут оценить кинозрители.

Мы приносим извинения тем, кого наш фильм разочарует - тем, кто ожидает увидеть точную биографию убийцы и злодея, а также тем, кто жаждет мести или религиозного просвещения. Глубочайшее сожаление мы выражаем также неизлечимым извращенцам и опытным садо-мазохистам, которые посчитают, что мы напрасно потревожили имя Маркиза. Простите нам наше богохульство.

Мы не ставили своей целью просто воскресить покойного писателя де Сада, мы хотели снять фильм.

Кадр из фильма



Кадр из фильма



Кадр из фильма




Империя Кино

Гемини Киномир