МАРКИЗ ДЕ САД - ДЖЕФФРИ РАШ
По всем историческим оценкам, реальный Маркиз де Сад был удивительно сложной и противоречивой личностью - этот эгоист и злодей блистал и богохульствовал, любил и страдал. На роль такого уникального человека требовался актёр, способный одновременно ужасать, шокировать и трогать. Филипп Кауфман нашёл своего Сада в Джеффри Раше, который ранее получил международное признание и премию "Оскар" за роль душевнобольного пианиста в фильме "Блеск"(Shine).
Рассказывает Даг Райт: "Джеффри Раш был прекрасным кандидатом на роль такого позёра, как Маркиз. Ведь Джеффри - настоящий театральный актёр. Он может показать своего героя со всеми его эксцессами - то язвительно остроумного, то глубоко трогательного, то по-настоящему страшного".
Филипп Кауфман также полагает, что Рашу было нетрудно влезть в кожу Маркиза де Сада, который в театральности видел своё высшее кредо.
Подобно Кауфману, Раш был поражён, с какой смелостью исследовались в сценарии границы моральных установок. "Я увидел в этом спор о силе репрессий - говорит Раш. - Вы спрашиваете себя, является ли Маркиз де Сад искренним ниспровергателем и бунтарём или он бросает вызов тёмным, мистическим импульсам, порождаемым самими читателями его литературы?"
Раш был также рад возможности сыграть такую импозантную и вопиюще нетрадиционную личность. "Как актёр, я не могу не полюбить героя, который одновременно необыкновенно тщеславен, напыщен, агрессивен, неуживчив, ловок, одинок и несчастен - отмечает актёр. - Он был человеком с острым умом и телом, терзаемым необузданными инстинктами. В его язвительном юморе проявляются переполнявшие его ярость и возмущение".
Раш отмечает, что Маркиз по-прежнему несёт в себе определённый творческий заряд, что делает его необыкновенно актуальной фигурой для нашего времени: "Это - неразгаданная тайна Сада, и я думаю, что люди как бы открывают его заново, потому что он первым заглянул туда, куда никто не хотел заглядывать".
Готовясь к роли, Раш работал вместе с психологом-консультантом, который изучил жизнь Маркиза с самого детства, пытаясь отыскать источники его необычных пристрастий. "Я начал понимать, что Маркизу был необходим контроль над людьми и он пытался его получить с помощью юмора, насилия или сексуальных извращений. - комментирует Раш. - Он пытается это проделывать со всеми в сумасшедшем доме. Ему нужны и Мадлен, и священник, ему нужны их тела, потому что таков его способ коммуникации".
Хотя большинство сцен с участием Раша разыгрываются в тюремной камере или палате психиатрической лечебницы, ему удалось передать красочный, динамичный и эротичный мир чувств и мыслей Маркиза де Сада. "Там есть сцены, когда я позволял себе по-настоящему входить в раж, - признаётся актёр. - Маркиз может быть необыкновенно обаятельным, но когда он впадает в бешенство, это будет посильнее истерики двухлетнего малыша в супермаркете!"
Продюсер Питер Кауфман отмечает: "Джеффри Раш был идеальным кандидатом на роль Маркиза де Сада. Джеффри понял не только нарциссическую сущность Маркиза, он с наслаждением играл также человека, заключённого в тюрьму за свои идеи. В этом смысле мне кажется особенно удавшейся сцена с женой Маркиза. Мы видим тут всю гениальность Джеффри в роли Маркиза: он одновременно остроумен, груб и трагичен".
|