Ревизор по-литовски в театре Вахтангова

[25.04.2002, 16:52]
Спектакль Туминаса сделан с размахом. И не только в плане затрат материальных, но и в плане протяженности самого спектакля - он длится более трех часов. С самого начала действо поражает тягучестью и вязкостью своего ритма. "Какая же это комедия?!" - хочется спросить. "Зачем так рассусоливать?!" - хочется воскликнуть. Но не спрашиваешь и не восклицаешь, а смотришь. Потому что очень интересно.
Театр для Туминаса - как будто увеличительное стекло, с помощью которого он рассматривает самые мельчайшие детали жизни, сконденсированной в гениальной комедии Гоголя. Для него нет первостепенных и второстепенных задач, и фраза Хлестакова "Я спать пойду" дает Туминасу намного больше поводов для фантазии, чем знаменитая "сцена вранья", или финальный монолог Городничего. Туминас ведет нас по пьесе Гоголя закоулками, словно говоря: "Ну, допустим, сцену чтения письма вы все знаете, а знаете ли вы, что творилось в этот момент за углом?" При всей этой любви к мелочам, целое, как на драматургическом, так и на режиссерском уровне, несомненно, сохраняется.
Хлестаков - совсем еще мальчик, да вдобавок к тому немного неполноценный: ходит как-то кривовато, смеется как-то нездорово. Идиотом его называть, конечно, не хочется, но блаженным - вполне можно. Этого блаженного и принимают за ревизора. И он, забитый, всеми униженный, неожиданно получив все блага жизни, спешит ими воспользоваться. Результат - крушение жизни Городничего. Причем жизни не должностной (немая сцена Туминасом вырезана), а семейной.
В финале действие достигает размаха "Короля Лира". Уездный город затапливает проливным дождем, все спасаются на плотах, цепляясь за телеграфные столбы, и орут что-то друг другу, стараясь перекричать библейский ливень. И вокруг этого хаоса носится, как бешеная, не построенная и сполна отмстившая за себя церковь.
"Ревизор" Театр имени Вахтангова; 30 апреля; 19.00
|