Исландцы в Третьяковке

[17.10.2002, 16:47]
Впервые в России проходит выставка искусства Исландии – страны, уникальность которой определяется неразрывным переплетением истории, культуры и неповторимой природы. Вечные льды и жар недр, залитые лавой пустынные плато и величественные гористые пространства, широкие равнины и бесчисленные водопады, более 30 действующих вулканов и 300 горячих источников, – все это накладывает неизгладимый отпечаток на образ жизни и образы искусства Исландии.
По своему составу выставка в Москве практически повторяет ту, которая год назад с большим успехом прошла в Галерее Коркоран в Вашингтоне. Демонстрируется более 60 работ, созданных как классиками исландского искусства, так и сегодняшними молодыми авторами.
Следует специально отметить специфику труднопроизносимых имен художников. В Исландии традиционно не существуют фамилии, но после имени используется "отчество": в мужской форме (заканчивающееся на "-сон" – "сын") и женской (с завершением "-доухтир" – "дочь").
Пейзаж стоял у истоков современного исландского искусства. В начале ХХ века развивающие романтическую традицию панорамные ландшафты Тоураринна Б. Торлаукссона и Аусгримюра Йоунссона создавали образ страны широких просторов. Особый интерес к пейзажу был связан с ростом национального самосознания и борьбой страны за независимость (окончательную самостоятельность от Дании Исландия получила в 1944 году). Изображение природы Исландии стало в это время своеобразным выражением национальной идеи. Пионеры исландского искусства "создавали новый визуальный мир для своего народа".
Приоритет пейзажного жанра сохранялся в исландской культуре многие десятилетия. Классик национальной живописи Йоханнес С. Кьярваль, прошедший в Европе все искания и искусы авангарда, по возвращению на родной остров обратился к изображению пейзажа. Использование Кьярвалем приемов модернизма придало традиционным темам неповторимую выразительность.
В предвоенные годы впечатляющие эффектные и идеализированные виды уступили место жестким пустынным ландшафтам. Изображения гористой земли, голых песков, покрытых застывшей лавой плато, холодных ледников стали темами творчества Йоуна Стефаунссона и Юлианы Свейнсдоухтир.
В середине ХХ столетия, как и повсеместно, доминирующее положение в исландском искусстве заняла абстрактная живопись. Но и тогда пейзаж не исчез из творчества исландских мастеров. Первый пример использования абстракционизма для создания пейзажных аллюзий продемонстрировал член группы "Кобра" Свавар Гуднасон. Эта линия была продолжена Кристианом Дэвидссоном, Ниной Триггвадоухтир, идентифицировавших с природой лирический абстракционизм.
Влияние пейзажа всегда ощущалось в станковом и концептуальном исландском искусстве 1960–70-х годов, плавно переходя в виртуальное искусство и инсталляции последних лет. И сегодня, несмотря на пестроту направлений и стилей, лирический ландшафт остается востребованным и основным в национальном творчестве. Используя природные мотивы, современные мастера либо подчеркивают свою неразрывную связь с наследием, либо подчеркнуто противопоставляют себя традиции. Однако в любом случае родная природа в их произведениях – всеобъемлющая сила, с которой каждый из них находится в вечном диалоге, земля вечного присутствия.
Выставка произведений художников дополнена мини-экспозицией из 10 художественных фотографий, запечатлевших уникальную природу Исландии (фотограф Эрих Шпигельхальтер, Германия). В залах звучат музыкальные композиции знаменитой исландской певицы Бьорк из альбома "Homogenic".
В рамках Дней исландской культуры в Третьяковской галерее будут демонстрироваться несколько художественных фильмов современных исландских режиссеров.
Выставка продлится до 1 декабря.
|