И по плодам узнается древо...

[14.03.2003, 13:56]
18 марта в ГТГ состоится открытие выставки иконописных работ из собрания Виктора Бондаренко.
Коллекция В.А.Бондаренко включает в себя произведения музейного качества. Здесь достаточно полно представлена история развития русского иконописания в период от раннего XV века до начала прошлого столетия.
В экспозиции будет представлено 72 иконы. Древнейшей среди них является "Спас оплечный", созданный в первой трети – середине XV века предположительно мастером новгородской школы. Приблизительно к тому же времени относится икона "Успение Богоматери", происходящая из Ростово-Суздальских земель. Стилистические особенности иконы указывают на то, что она была создана в одном из крупных центров иконописания. Бесспорно, к новгородской школе первой половины XV века принадлежит "Вход в Иерусалим" из праздничного ряда неизвестного нам церковного иконостаса. Эта икона была создана в период яркого расцвета искусства Новгорода, во времена архиепископа Евфимия II (1429 – 1458).
Ярким образцом так называемых "ростовских писем" является икона "Святитель Николай" XV века. Абсолютно уникальна новгородская икона "Чудо Георгия о змие" конца XV века (цвет коня, на которым восседает Георгий Победоносец – черный). Несколько икон конца XV – XVI века связаны своим происхождением с Тверью. Целый блок древних памятников из этой коллекции происходит из Ростовских земель.
Среди икон, датируемых XVI веком, выделяется "Огненное восхождение пророка Ильи" (1530-е годы) - один из ярких образцов иконописи Новгорода второй четверти указанного столетия. Изображение отличается абсолютной оригинальностью - оно было "сочинено" в мастерской архиепископа Макария автором, обладавшим, несомненно, богатейшей фантазией и смело интерпретировавшим библейские и богослужебные тексты.
Целый ряд московских икон XVI века принадлежат к ряду выдающихся памятников своей эпохи. "Богоматерь Владимирская" является копией прославленной константинопольской иконы XII века, хранящейся в собрании Третьяковской галереи. К абсолютно уникальным созданиям столичной иконописи третьей четверти XVI века следует отнести два небольших образа - "Патриарх Гад" и "Патриарх Дан". Они принадлежат к одному из самых ранних праотеческих циклов, созданных в период сложения структуры высокого иконостаса.
К редчайшим образцам относится и икона "Феодосий Великий с житием" (первая половина XVI века). Это древнейшее из известных нам житийное изображение великого и почитаемого аскета в русском искусстве.
В собрании Бондаренко очень хорошо подобрана коллекция икон XVII века, среди которых выделяются артистизмом исполнения памятники ярославской школы, как, например, грандиозное по размерам "Рождество Христово".
Особую ценность составляют подписные работы известнейших мастеров Оружейной палаты конца XVII – начала XVIII столетия. Среди них – "Троица" 1690 года, созданная выдающимся изографом Гурием Никитиным, "Рождество Богоматери" 1715 года работы Василия Уланова и "Троица" 1721 года кисти Кирилла Уланова.
В коллекции Бондаренко хранятся выдающиеся образцы иконописания позднего периода, второй половины XVIII – начала ХХ века. Одним из самых значительных явлений этого периода являются иконы В.П.Гурьянова. На выставке представлено три иконы этого мастера.
Объединяя памятники, созданные как в крупнейших центрах иконописания, так и в провинции, собрание икон Виктора Бондаренко достаточно полно охватывает всю историю отечественного иконописания.
Материал предоставлен ГТГ
|